Лица с нетяжкой судимостью могут получить право на усыновление

12.09.2014

 Правительство внесло в Госдуму законопроект, который должен расширить круг лиц, имеющих право быть усыновителями. Если документ будет принят, претендовать на статус усыновителя получат россияне с судимостью за преступления небольшой или средней тяжести. По мнению экспертов, это снимет избыточные препятствия на пути усыновления.

Министерство образования и науки РФ подготовило законопроект, предлагающий внесение изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации: "Лица, имеющие право быть усыновителями", "Опекуны (попечители) детей". Этот документ, внесенный на рассмотрение в Госдуму 24 июля, может дать право на усыновление по решению суда, а также на опеку или попечительство по решению органа опеки и попечительства гражданам, имеющим судимость небольшой или средней тяжести или подвергавшихся уголовному преследованию за такие преступления.

Сегодня усыновителями или опекунами (попечителями) не могут быть лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

Необходимость разработки подобного законопроекта возникла после решения Конституционного суда, который в январе 2014 года признал часть нормы, ограничивающей круг потенциальных усыновителей, не соответствующей Конституции и внес представление на ее пересмотр.

Против излишних ограничений

Поводом для рассмотрения в КС стала жалоба россиянина Сергея Аникиева. В 2009 году в его отношении было возбуждено уголовное дело о причинении вреда здоровью средней тяжести, которое позже было прекращено в связи с примирением сторон. Спустя три года суд не позволил ему на основании действующего законодательства усыновить ребенка жены.

Подобных историй судьи знают много. Бывают случаи, когда родной дядя не может забрать племянников, оставшихся сиротами, потому что в молодости разбил кому-то нос в слишком бурной ссоре. Детям приходится отправляться в детский дом, хотя они могли бы воспитываться у родных.

До сих пор закон запрещал быть усыновителями лицам, имеющих судимость за преступления за умышленные преступления против жизни и здоровья граждан, независимо от степени тяжести. Помимо тех, кто имеет реальные судимости, не могли быть усыновителями также те, у кого судимости сняты, и даже те, против кого возбуждались уголовные дела по ряду статей, а потом преследование было прекращено, например, за недоказанностью, рассказал РИА Новости руководитель Программы "К новой семье" Алексей Рудов.

"В текущей редакции текст ограничений статей 127 и 146 СК РФ просто противоречит здравому смыслу! Принимались эти ограничения в 2010 году на волне кампании в защиту детей, но многие специалисты их тогда не поддержали, так как к практике и логике реальной защиты детства отношения эти ограничения не имели. Практика подтвердила бессмысленность и вредность безоглядных ограничений, вводимых по принципу "как бы чего не вышло", — отметил он.

По решению Конституционного суда, жесткий запрет на усыновление для граждан с судимостью не позволял учитывать обстоятельства, характеризующие личность, факты конкретного дела и обеспечивать индивидуальный подход в интересах ребенка. При этом риск для детей попасть в семью маньяка не растет, полагают эксперты.

"Отменяются только безумные ограничения, например, когда сорокалетний отчим не может усыновить ребенка жены в силу наличия у него судимости за разбитое стекло в ларьке в 15 лет. Или другое аналогичное по тяжести и давности преступление", — пояснил Алексей Рудов.

Суд учтет все нюансы

Если законопроект будет принят, решение об усыновлении, как и прежде, будет принимать суд. Однако отныне в отношении лиц с судимостью суд, согласно тексту законопроекта, будет учитывать "обстоятельства деяния, за которое лицо подвергалось уголовному преследованию, срок, прошедший с момента его совершения, форму вины, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение лица после совершения деяния, а также иные обстоятельства, с целью определения возможности обеспечить усыновляемому ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие без риска для жизни ребенка и его здоровья".

При этом эксперты не считают, что к будущим усыновителям или опекунам с судимостью следует применять какие-то особые требования или заставлять их соблюдать отдельные условия. Имеющихся условий с лихвой хватает, полагает Алексей Рудов.

"Принятие в семью ребенка — многоступенчатый процесс с комплексной проверкой кандидата, и не только по справкам из полиции.

Кандидата проверяют органы опеки по месту его жительства и по месту нахождения ребенка. Усыновление не возникает автоматически после сбора справок, после изучения семьи усыновителя и выдачи заключения, усыновление рассматривает суд, и он же принимает окончательное решение", — подчеркнул он.

Разумеется, суд может и отказать будущему усыновителю, если сочтет это необходимым в интересах ребенка.

Государство помогает усыновителям

За последние два года в российское законодательство были внесены изменения, упростившие процедуры и сократившие сроки устройства детей-сирот на воспитание в семьи. Более точно были прописаны полномочия органов опеки и попечительства по сопровождению и оказанию помощи семье. Были увеличены размеры федеральных пособий и пенсий детям-инвалидам, в том числе при усыновлении ребенка-инвалида, ребенка старше семи лет, а также братьев и сестер.

Согласно данным Минобрнауки, в 2013 г. средний размер ежемесячных выплат на содержание подопечного ребенка составил около 7,9 тыс. рублей, средний размер вознаграждения приемного родителя — 11,7 тыс. рублей.

Однако, несмотря на усилия государства, в стране все еще не хватает желающих принять детей на воспитание в семью. По данным Минобрнауки, сегодня на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, находятся сведения о 96 тысячах детей. В 2013 г. было выявлено почти 69 тысяч детей-сирот, а на воспитание в семьи было устроено около 63 тысяч.

"Не хватает не только приемных родителей, недостаточно усыновителей и опекунов. Есть много довольно взрослых (от 6 лет и старше) детей-сирот, которых не спешат принимать в семьи. Есть целые семьи, по 3-5 братьев и сестер, оставшихся без родителей, которых устроить в семью особенно сложно", — пояснил руководитель Программы "К новой семье".

Пока в стране остаются десятки тысяч детей, не устроенных в семьи, создавать необоснованные и безапелляционные препятствия усыновителям просто потому, что они когда-то привлекались к уголовной ответственности, неразумно, считают эксперты. Тем более, что многие усыновители фактически и так уже воспитывают детей, которых хотят усыновить по закону. Усыновление помогло бы им стать законными представителями приемных детей, обеспечивать защиту их прав и нести за них необходимую ответственность.

"Сейчас прежнее упущение исправляют и правильно делают. Оценка кандидата на усыновление должна производиться не по отдельным фактам, а по совокупности и в соответствии с реальными, а не мнимыми интересами ребенка", — резюмировал Алексей Рудов.

http://ria.ru/society/20140908/1022867326.html#ixzz3Cjg8uH1k