Полезные советы "Чего делать нельзя"

08.05.2009

«Чего делать нельзя»

(Разработка Булата Ширгалина). Мы приводим эту памятку полностью, многие рекомендации могут оказаться полезны всем, кто работает с дезадаптированными детьми.

Не следует:

  • носить пеструю, вызывающую одежду с атрибутами принадлежности к какому-либо течению или направлению. Одежда должна быть незаметной, спокойных тонов, которую не жалко испачкать;
  • во время общения не скрывай свой взгляд за стеклами темных очков - глаза играют важную роль в общении;
  • не форсируй знакомство, не спеши как можно больше узнать о ребенке во время первых встреч. Не задавай сразу много вопросов - сначала старайся больше рассказывать о себе, о своей работе;
  • в начале знакомства не задавай вопросов на следующие темы: семья, школа, место проживания, употребление токсичных веществ, личные проблемы. Лучше поговорить о знакомых ребенку детях, которые, с его точки зрения, нуждаются в помощи;
  • не старайся при первых же встречах помочь ребенку (не навязывай ему помощь) - лучше сам попроси у него помощи в твоей работе;
  • не демонстрируй подростку свою жалость, это может показаться унизительным и значительно увеличит дистанцию между тобой и ребенком;
  • не обещай помощи, если не сможешь ее оказать;
  • не лги, не лукавь, не сообщай никаких недостоверных сведений. Обман когда-нибудь раскроется, и это неблагоприятно отразится как на твоем имидже, так и на твоих отношениях с ребенком и его друзьями; не веди никаких "политических" игр: не объединяйся с кем-то одним против другого, старайся всегда держать нейтральную позицию;
  • никого никогда ни в чем не обвиняй и не упрекай - принимай ребенка таким, какой он есть. Будь терпимым к его взглядам, поведению, внешнему виду. Свое мнение о чем-либо следует высказывать спокойно и аргументированно;
  • не позволяй себе демонстрировать безразличие к высказываниям ребенка - наоборот, он должен почувствовать твою заинтересованность, уважение к его мнению;
  • не оставляй без внимания просьбы и вопросы ребенка - если не знаешь ответа, скажи об этом прямо;
  • не перебивай ребенка, постарайся выслушать его до конца;
  • не поддавайся на провокации - старайся понять мотивы такого поведения;
  • не сокращай и не увеличивай дистанцию между вами, она всегда должна быть разумной. Не позволяй ребенку садиться тебе "на шею". Не отвечай на грубость грубостью, будь всегда корректен и сдержан;
  • не зацикливайся на обсуждении одного вопроса. Есть множество тем, которые могут быть интересны твоему собеседнику;
  • ничего не требуй - только предлагай;
  • никогда ради дешевого авторитета не угощай ребенка сигаретами, пивом и т.п. - это противозаконно. А главное - ты носитель иного, здорового образа жизни;
  • не читай морали - ты только мостик между ребенком и социумом, дай ему право самому сделать выбор;
  • никогда не кури, не пей пива в присутствии ребенка. Иначе ты можешь спровоцировать агрессию при отказе поделиться;
  • не навязывай ребенку или подростку свое общество. Если он не хочет общаться, не настаивай. У тебя еще будет время с ним увидеться;
  • избегай жестких оценок. Будь предельно корректен и тактичен в высказываниях (о враждебной группировке, другом ребенке, родителях и т.д.). Тебе не дано право судить их жизнь;
  • не бери на себя без разрешения (согласия) детей роль третейского судьи в их спорах между собой;
  • не держи свои переживания, связанные с работой, в себе - старайся обсудить проблемные ситуации с коллегами;
  • при общении с представителями властных структур, организаций, с частными лицами не позволяй себе требовательного, агрессивного тона. Всегда ищи компромисс, переведи общение в русло конструктивного диалога.