Приняты меры прокурорского реагирования в сфере защиты прав детей при усыновлении

27.03.2013

Прокуратурой республики проведена проверка исполнения законодательства по защите прав детей при усыновлении.

Установлено, что в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, Министерства образования и науки КБР по состоянию на 01.01.2013 состояло на учёте 381 (по состоянию на 15.03.2013 – 384) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для подбора детей на усыновление (удочерение) состоит 97 кандидатов в усыновители.

В течение 2012 года из регионального банка данных снято с учёта 108 (19-2013) несовершеннолетних, из которых: 28(6) - по достижении совершеннолетия; 10(9) - возвращено родителям; 1(1) - в связи со смертью несовершеннолетнего; 47(1) - в связи с установлением опеки, попечительства, направления в приёмные семьи; 22(1) – в связи с усыновлением.

Фактов усыновления детей иностранными гражданами не имелось.

В ходе проведенных органами прокуратуры республики проверок в феврале-марте 2013 года выявлены нарушения действующего законодательства.

Так, приказом от 23.06.2008 №417 в Министерстве образования и науки КБР утверждён административный регламент по использованию государственных функций «Учёт в региональном банке данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Регламент).

Указанный Регламент является незаконным, так как государственные функции по учёту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по нему осуществляется в соответствии с приказами министерств, утратившими силу.

В нарушение требований постановления Правительства РФ от 04.04.2002 №217 о правилах ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, Регламент не предусматривает исчерпывающий учёт детей, оставшихся без попечения родителей.

Не регламентированы в нём действия должностных лиц дошкольных, общеобразовательных, лечебно-профилактических и других учреждений, располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, по сообщению сведений в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей, а также первичный учёт детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, в нарушение Раздела IV постановления Правительства РФ 04.04.2002 №217 Регламент не предусматривает учёт сведений о гражданах РФ, постоянно проживающих за пределами РФ, иностранных гражданах или лицах без гражданства, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе проверки выявлены также нарушения действующего законодательства в деятельности органов опеки и попечительства муниципальных органов республики.

Так, установлены нарушения требований Федерального закона от 16.04.2001 №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» в части оформления и ведения учётных дел органом опеки и попечительства г. Нальчика. В большинстве анкет отсутствуют фотоснимки с изображением ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В отдельных учётных делах заявителей на усыновление отсутствует акт обследования жилищных условий.

Два личных дела усыновлённых в 2013 году органом опеки и попечительства Чегемского района не сформированы и не систематизированы. По 6 учётным делам усыновлённых в 2012 году детей органом опеки и попечительства не проведены ежегодные контрольные обследования условий содержания усыновлённых.

В журнале учёта детей, усыновлённых гражданами РФ, не отмечены дети, усыновлённые родственниками. Отмеченные в журнале даты проведения контрольного обследования условий содержания, воспитания и образования детей не соответствуют фактическим датам проверки.

Прокуратурой Прохладненского района выявлен факт несвоевременной постановки на первичный учёт детей, оставшихся без попечения родителей.

Установлены нарушения со стороны должностных лиц общеобразовательных учреждений, выразившихся в несвоевременном уведомлении о наличии детей, оставшихся без попечения родителей. В ряде общеобразовательных учреждений г. Нальчика выявлены несовершеннолетние указанной категории, о наличии которых образовательное учреждение не информировало орган опеки и попечительства.

По результатам проведенных проверок Министру образования и науки КБР внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. На приказ от 23.06.2008 №417 принесён протест.

По изложенным фактам соответствующая информация направлена в адрес Главы республики, Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики и Уполномоченного при Президенте КБР по правам ребенка.

http://procrf.ru/news/107692-prinyatyi-meryi-prokurorskogo-reagirovaniya.html