Руководитель главного управления образования администрации Красноярска А. Храмцов рассказал об особе

16.05.2013

А. Храмцов: "Что касается системы муниципального образования, то основные новшества начнутся с 1 сентября. Закон, а точнее, его незнание породило множество мифов. Но верить слухам не надо, чёрта всегда малюют страшнее, чем он есть на самом деле. Да, новшества появились, но никакого глобального переворота они не совершат, кардинально ничего не изменят. Бесплатное образование гарантировано гражданам Конституцией РФ, таким оно и останется. Дошкольное, школьное, среднее профессиональное и первое высшее образование в нашей стране можно получить бесплатно. Для каждого вида существуют свои условия приёма: например, в садик дети идут по очереди, в вузы поступают на конкурсной основе. Что касается школ, то государство утвердило для них образовательный стандарт. Количество бесплатных часов не уменьшится, а в некоторых случаях даже увеличится. Обязательные школьные предметы по-прежнему будут оплачиваться из бюджета. Кроме того, законом закреплены десять часов бесплатных занятий в неделю дополнительно к основному учебному плану. Платные услуги, как и сейчас, можно будет получить на добровольной основе, за рамками основной образовательной программы. Но никто не вправе навязывать их родителям. Организация платного образования никак не влияет на состав и содержание основного учебного плана". Корр.: "И всё-таки поясните, за что с родителей школьников может взиматься плата?". А. Храмцов: "Только за то, что выходит за рамки образовательных стандартов. И только по согласованию с общественным советом, куда входят родители. Например, сейчас в школах нет уроков астрономии, но их можно ввести — по согласованию сторон на возмездной основе. Или, скажем, если коллективно будет принято решение о создании школьной хоккейной команды, родителей могут попросить помощи в её финансировании — покупке формы, инвентаря. Но при этом любые платные услуги в школе должны быть закреплены договором с точным описанием условий, сроков и стоимости.

- Возможно, родителям предложат покупать расходные материалы к учебным пособиям. Подчеркну: не учебники — они по новому закону выдаются бесплатно, — а именно расходные материалы. В тех школах, где есть профессиональные охранники, берётся плата за это. Остальные взносы производятся на добровольной основе. Обо всех нарушениях закона можно сообщать нам в управление. Сетевая форма обучения обрела законодательный статус. Что это такое? Если сказать коротко, сетевое образование — это когда в учебном процессе принимают участие несколько организаций. Приведу наглядный пример. Обучаясь в гимназии с гуманитарным уклоном, ученик обнаружил склонность к физике, которую в другой школе преподают более качественно, углублённо. Он имеет право пойти туда изучать этот предмет. Ещё пример. В школах есть уроки пения, а ребёнок посещает школу искусств, где получает музыкальное образование. По предыдущему закону он обязан ходить на урок. По новому — успехи в дополнительном образовании могут быть засчитаны в школе. То же будет и с молодыми спортсменами. Нормативы, сданные ими в детско-юношеских спортивных школах, будут учитываться на уроках физкультуры в школах общеобразовательных. То есть образовательный стандарт можно получать в разных формах. В Красноярске и сейчас есть такие примеры, когда отдельные предметы школьники изучают не в родной школе, а там, где их преподают углублённо. Но теперь всё прописано в законе, и мы уже отчётливо понимаем, как это должно выглядеть на практике".

— Совместно с СФУ на базе лицея N 7 создаётся физико-математическая школа. Кроме того, мы сейчас определяем 25 базовых площадок, где будет организован особый подход к физико-математическому образованию. Возродить точную науку — наш приоритет, учитывая экономику региона и то, что мы являемся крупным промышленным центром, и то, какие сегодня проблемы с техническими специальностями. В этой связи по-другому будет формироваться работа дополнительного образования, которое является сегодня очень серьёзным ресурсом. Например, в Ленинском районе успешно работает аэрокосмическая школа. Дети ходят туда заниматься радиомоделированием, радиотехникой. В обычной школе таких знаний не получишь, даже занимаясь углублённо". Корр.: "Коль скоро Вы заговорили об углублённом изучении предметов, расскажите о судьбе гимназий и лицеев. В законе ведь прописано, что данные статусы будут утрачены". А. Храмцов: "Этот вывод поспешен. Происходит отмена видов учреждений. Теперь абсолютно все школы, гимназии и лицеи станут образовательными организациями. Правда, в их наименованиях сможет использоваться специальное название в соответствии с особенностями осуществляемой деятельности. Однако, несмотря на эти тонкости, программы, предполагающие углублённое изучение предметов, остались. Осталось и дополнительное финансирование этих программ. Ведь гимназии и лицеи имели преференции не оттого, что так назывались, там должны быть образовательные программы более сложного уровня. Если мы говорим о гимназиях, то это гуманитарная направленность обучения, в лицеях — физико-математическая или естественная направленности. По итогам аттестации учреждению присваивался соответствующий статус, назначалось дополнительное финансирование. Всё это сохранится и теперь".

Корр.: "Как ни крути, все школы различаются между собой. И по направленности образования, и по предметам для углублённого изучения. И родители, с одной стороны, вправе сами выбирать школу для ребёнка, а с другой — закон вводит территориальный принцип. Нет ли здесь противоречий?". А. Храмцов: "Это одна из немногих сложностей закона — территориальный принцип приёма детей в образовательное учреждение. Закон в первых же статьях говорит об общедоступности образования, праве выбора школы, а потом возникает история с микроучастками. Это территории, за которыми закреплены конкретные школы. Дети, проживающие на них, имеют приоритетное право быть зачисленными в эти школы. Логика в этом есть, школы не резиновые, в них не должны появляться "Ж" и "Е" классы. При этом право выбора закон не отменяет. Если в примеченной родителями школе остались свободные места, то их ребёнок может претендовать на обучение именно в ней. В Красноярске приёмная кампания в первые классы началась, проблем пока не было замечено. В законе есть требование доступности детского сада — он должен находиться на расстоянии не более 500 метров от дома. Но надо учитывать, что дошкольников в Красноярске больше, чем мест в детских садах. При постанове на учёт называются приоритетные садики, но когда подходит очередь, машина распределяет детей на свободные места. И не обязательно это будут приоритетные ДОУ. Родители вправе отказаться от места в отдалённом учреждении, сохранив номер в очереди, или попробовать его обменять.

- Новый закон утвердил норму, разделив пребывание ребёнка в садике на две составляющие: содержание и образование. Оплату образования детей в ДОУ государство полностью берёт на себя. Расходы за содержание делят между собой бюджет города и родители. Причём распределение долей в части оплаты определяется муниципалитетом. Согласно старому закону, родители платили не более 20 процентов. Новый закон позволяет устанавливать любую норму. Однако в Красноярске она выше не станет. Более того, данная пропорция прописана в трёхлетнем бюджете города. Таким образом, можно говорить о том, что родительская плата за содержание ребёнка в детском саду не увеличится. Сейчас она составляет в среднем тысячу рублей в месяц. Кроме того, сохраняется норма компенсации родительской платы: за одного ребёнка государство возвращает 20 процентов, за второго и третьего, посещающего садик, — 50 и 70 процентов соответственно".