Страх общественного мнения

03.12.2008

СТРАХ ОБЩЕССТВЕННОГО МНЕНИЯ.

   На всех приемных родителей, независимо от того, есть или нет у них биологические дети, сильно влияет мнение, широко распространенное в нашем обществе: усыновление – это нечто второстепенное по сравнению с кровными связями.

    В некоторых культурах усыновление не считается неполноценным способом создания семьи. Дети там входят в более широкую группу взрослых и получают любовь и заботу ото всех членов этой группы, а не только от тех, с кем они связаны кровными узами. Утверждение, что ребенок, не  имеющий биологической связи с родителями, хуже остальных или чувствует себя незащищенным, в таких культурах не  имеет смысла.

   Как же это отличается от взглядов нашего общества, где некоторые родители умоляют своих уже взрослых  детей не усыновлять ребенка! У нас многие пары долгие годы безуспешно пытаться зачать ребенка и все же  предпочитает оставаться бездетными, но не совершать «рискованный» шаг. В нашей культуре бесплодие часто  рассматривается не как  биологическое состояние, а как некая ущербность или неполноценность.

  Наше общество, как и многие другие, считает, свои гены лучше. Чем гены других людей. Даже убеждать в обратном, мы не меняем своего отношения. Немногие у нас в стране знают свою генетическую историю более чем на одно – два поколения назад. А те, кто задаются такой целью, часто испытывают от результатов исследования. Семейное древо даже самой благополучной семьи не обходится без людей, страдающих шизофренией или приступами депрессии, без ипохондриков или больных алкоголизмом. И если однажды усыновление становится  свершившимся фактом – иногда без чистосердечной поддержки друзей, семьи и, как это ни грустно, даже супруга или супруги, - человеку то и дело напоминают, о том, как ребенок появился в семье. Друзья, исполненные благих намерений, ищут сходство между вами и приемным ребенком, пытаясь таким образом  утешить  вас и себя. Посторонние люди невинно отмечают: «И где вы взяли такого рыженького малыша?» (а приемные родители  часто воспринимают подобные высказывания как указание на то, что  ребенок не их: рыжеволосые дети не  рождаются у брюнетов). Близкий друг говорит: «А вас не беспокоит, что с ним будет дальше? – как будто у вашего малыша больше шансов стать хулиганом, чем у его любимой дочки. Сосед спрашивает: «А у него есть  братья или сестры?» Поскольку он осведомлен о том, сколько у вас  детей, очевидно. Имеются в виду « настоящие»  братья и сестры. Ваша дочь отлично сдала экзамен по математике, и друг дома восклицает: «Как прекрасно, что  она попала к вам. Представляете, что могло случиться с ней, если бы она жила в другой семье!» Другой знакомый комментирует: «Ого! Вы знали, кого выбрали!» Продиктованные благими намерениями, все эти высказывания  оставляют чувство, что малыш представляет собой  создание либо безгранично плаксивое, либо полностью предопределенное, тщательно выбранное и купленное.

   И хотя в последнее время некоторая часть нашего общества искренне принимает и приветствует усыновление, приемные родители боятся, что оказались в социальной группе, которую так интересно обсуждать. По мнению части окружающих, мы делаем что-то не то, и они считают себя  вправе набрасываться на нас с назойливыми вопросами или с  рассказами о том, как кто-то усыновил ребенка и что из этого получилось.

  Давайте попробуем разобраться и посмотреть на  происходящее с другой стороны. Ни для кого не секрет, что  кровные дети не застрахованы ни от плохого поведения и  конфликтов с родителями, ни от плохой учебы  в школе, ни от болезней… Так почему же окружающие набрасываются на  приемных родителей  с непрошенными мнениями и советами? Психологи  давно объяснили этот феномен: он вытекает из естественной потребности каждого человека в безопасности. В ком-то эта потребность развита слабо, в ком-то очень сильно,  но в любом случае она сильно связана с потребностью  контроля над действительностью. И в нашей культуре. Где каждая старушка на улице считает себя вправе делать вам замечания по поводу того, как вы воспитываете своего  ребенка, существуют четкие «правила», как должны рождаться «правильные» семьи и появляться «правильные» дети.

  Для многих, кто ни разу не задумался о существовании этих правил, но том не менее разделяет их, отсутствие кровных связей между родителями и детьми   означает  потерю контроля над действительностью. Ведь им необходимо, чтобы все устроилось «нормально» и «естественным» образом. Для них усыновление как факт может казаться чрезвычайно  угрожающим. Ведь наличие биологических связей, - это определенность  и иллюзия власти над будущим.