В класс пришёл приёмный ребенок.
14.09.2009В классе шел урок, тишину нарушало только старательное сопение пятиклашек, пишущих диктант, нервное шебуршание ногами и шелест переворачиваемых страниц.
Марина совсем легла на тетрадку – учитель положила ладонь ей на спину: «Выпрямись!» Валера запутался в разметавшихся по парте ручках – классный педагог сгребла лишнее: «Убери в портфель». «Саша, аккуратнее локтем, тетрадь помнешь…» Замечание, как замечание. И вдруг… Вших-х! – взвилась вверх та самая тетрадка, все, что лежало на парте, с грохотом обрушилось на пол, сама парта запрыгала, закачалась от сильного толчка. А в завершении всего – громкие рыдания, даже не плач, а вой, с которым вихрастый новичок Сашка выскочил из класса. «Все!» – истерично взвизгнул он и оглушительно хлопнул дверью.
…Что было дальше? Последствия инцидента нетрудно предугадать. На следующее утро преподаватель уже принимала сочувствия и сожаления возмущенных родителей, с которыми дети уже успели поделиться подробностями бурной сцены в классе. Родители Сашки, вызванные «на ковер» к директору, теребили листок с направлением в психологический центр и выслушивали настоятельные рекомендации обратиться к психиатру. В развитие темы врач-психиатр, выслушав рассказ заглянувшей к нему мамы, сразу же выразила желание поставить ребенка на психиатрический учет: «Насчет помочь – вылечить, это вам никто гарантировать не может, а на учет – обязательно!» Описанный выше случай приведен в книге Людмилы Петрановской «К вам в класс пришел приемный ребенок».
Как часто у приемных детей возникают конфликты в школе, они осложняют и даже калечат судьбы детей и их приемных родителей из-за того, что учитель не мог справиться с ситуацией, не знал, в чем особенности работы с приемными детьми. Этому не учат в институтах, даже не готовят на специальных курсах наподобие школ приемных родителей, приходится познавать все на практике путем проб и, к сожалению, ошибок.
Людмила Владимировна Петрановская когда-то сама была школьным учителем, затем, получив второе высшее образование, семь лет проработала в службе по семейному устройству детейсирот при московском детском доме № 19 и стала семейным психологом, специализируясь на работе с приемными семьями. Ее книга «К вам в класс пришел приемный ребенок» была по достоинству оценена Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы и рекомендована для учителей всех московских школ. Автор стремится помочь учителю лучше понять приемного ребенка и осознать, почему он так себя ведет (глава «Почему он такой»), как помочь вести себя иначе (глава «Переходим к делу»). А еще в книгу введены пять подробных историй детей с комментариями автора о том, что происходило с ребенком с точки зрения психологии и что взрослые делали или не делали, но могли сделать, чтобы ему помочь (глава «Как это бывает»).
История с истерикой из-за помятой тетрадки одна из типичных, описанных в книге Петрановской. И будь учитель более знающим и неравнодушным, он вполне мог бы встать на место ребенка, понять его представления о жизни и взглянуть на ситуацию его глазами. Ведь у шокирующей с первого взгляда выходки мальчишки было вполне логичное объяснение. Мальчика уже брала раньше семья, но не смогла справиться и поэтому отдала обратно в детский дом. И вот незадолго до нового учебного года мальчика забирают в новую семью, которая ему очень нравится, он всеми силами старается понравиться, удержаться в ней, каждое замечание воспринимается болезненно, с замиранием сердца: «А вдруг опять вернут?» Мальчик постоянно жил в напряжении: «Лишь бы не ошибиться, лишь бы все сделать правильно» – и вот нервы не выдержали, сорвался. А ему просто очень хотелось остаться в семье…
Многие учителя даже не подозревают, что дети из детских домов и интернатов порой не знают элементарных вещей: не убирают за собой, не спускают в туалете, выхватывают булку и лупят соседа не из-за плохих наклонностей, а потому, что так было принято у них в детском доме. И таких детей бессмысленно ругать и наказывать, им сначала нужно объяснять и показывать на примерах как себя вести.
Конечно, можно было бы сказать, что приемные родители должны были бы позаботиться заранее, поговорить с учителями об особенностях ребенка, но для них период адаптации ребенка в семье слишком сложен, и не всегда у них хватает сил для разъяснений. Всем – и родителям, и учителям – нужны поддержка и квалифицированный совет.
Людмила Петрановская, основываясь на личном опыте работы с приемными семьями, не только объясняет причину поведения этих детей, но и подсказывает, каким должен быть подход к ним педагога.