В Саратовской области, чтобы спасти школу от закрытия, учителя усыновили целый класс
24.08.2011В Саратовской области, чтобы спасти школу от закрытия, учителя усыновили целый класс
Сорок километров от райцентра Аткарска по абсолютному бездорожью, потрепанный указатель - и вот оно, село Прокудино. Полсотни крошечных домиков, техника, ржавеющая под открытым небом, рассыпающиеся по кирпичам амбары и коровники, и посреди всего этого «великолепия» - добротная школа с внушительным приусадебным участком. На грядках воткнуты таблички «огурцы», «томаты», «картофель», а розово-желтая краска на здании еще даже не успела выцвести на солнце.
- Школа у нас новая, ей всего 15 лет. Она была долгостроем. Детей было много, а учиться негде - вот ее и возвели. Но когда достроили, дети в селе кончились, - вздыхает директор Светлана Зонова. - Вот смотрите, в 98 году на первое сентября было 102 ребенка, а семь лет спустя, в 2005 - всего 49. Были классы, где всего один-два ученика.
Тогда-то и решили местные чиновники закрыть учебное заведение, как малокомплектное. Но для 30 человек, работающих здесь, это было смерти подобно. Куда в Прокудине, где живут всего 500 сельчан, устроиться педагогам с высшим образованием? За школу решили биться всеми возможными способами. Хотели и лицейский класс делать, и сельскохозяйственную академию, но на все были нужны огромные деньги.
Сейчас больше половины учеников в школе бывшие детдомовские.
- Ну где взять учеников? Хоть самим рожать, - вздыхали женщины на педсоветах.
- А зачем рожать, когда можно из детского дома взять? - обмолвилась как-то директор. - Вон, наш пример у вас перед глазами.
«Она зашла в комнату и я поняла - мое!»
Пример, действительно, был. Светлана Павловна за два года до этого взяла из приюта 8-летнюю Олю. На тот момент у женщины уже было трое своих детей - две девушки-студентки и 12-летний сын. Поэтому идея подарить семью одинокому малышу была вполне осознанна и бескорыстна.
- Мне показали троих. Общаюсь, а на душе только жалость. И больше ничего. И тут директор позвала девочку. Она вбежала в комнату с таким лицом «ну наконец-то!» И у меня сердце екнуло - я поняла, что вот она, наша! - вспоминает Светлана Павловна со светящимися от счастья глазами. - Мы всего две минуты пообщались и поехали домой.
Оказалось, что Оля тоже сразу поняла, что эта семья приехала за ней. За два года, проведенных в семье, малышка из приютского «ежика» превратилась в домашнюю умницу-красавицу. Вежливую со всеми и прекрасно отвечающую на уроках.
Глядя на нее, педагоги серьезно задумались над идеей директора. А через пару месяцев все вместе поехали в Аткарский приют.
Кто-то переборол страх, кто-то - нет
- Обязаловки не было, но многие не взяли детей, потому что боялись. Что будет не так идеально, как у Светланы Павловны, - вспоминает педагог Елена Ильина. - Я вот тоже сначала не взяла, а теперь уже поздновато - возраст не тот.
В этом плане очень помогли сотрудники приюта. Они предложили учителям для начала поработать в так называемых семейных группах, когда мама одновременно и педагог. Мол, если прикипите душой, тогда заберете себе. В итоге 11 женщин из села Прокудино забрали себе в семьи 26 малышей - целый класс!
Сказать, что все было идеально, было бы не совсем правдой. Детей приходилось достаточно долго «отогревать». По словам женщин, были и психологические проблемы, и страх за плохие гены, и ревность домашних.
11 женщин из села Прокудино забрали себе в семьи 26 малышей - целый класс!
11 женщин из села Прокудино забрали себе в семьи 26 малышей - целый класс!
- Когда мы взяли Олю, то, естественно, ребенка надо было адаптировать. И перевес внимания все-равно был. Как-то ко мне подошла старшая дочка и говорит:«Мам, у нас проблемы». Оказалось, что мой 12-летний Витюшка заревновал. Мол, мама больше Олю любит. И ходил сестре жаловаться. Но она у меня молодец, поддержала, как могла, - улыбается Зонова. - Пришлось думать, как решать проблему.
Сейчас больше половины учеников в школе бывшие детдомовские. Но, как ни странно, проблем с успеваемостью нет. На Доске почета на десяток отличников всего двое «домашних». Да и попробуй с мамой-математиком не выучить синусы и косинусы.
- Мама никогда не ругается. Даже когда я что-то не так сделаю. Просто молчит. Я уже сама прошу:«Ну поругай меня, что ли». А она смеется:«Зачем, я же тебя люблю»! Я, пока сюда не попала, не знала, что такие отношения бывают, - взахлеб рассказывает 15-летняя Таня Аксенова. - Раньше дома только скандалы и пьянки были. А сейчас все по-другому. Я, когда вырасту, обязательно двоих детей из приюта возьму, чтобы у них тоже была мама. Ведь если каждый человек возьмет хотя бы по одному ребенку, то ничейных детей совсем не будет!
Самая большая проблема
В этой школьно-семейной идиллии самой большой проблемой стали биологические родители детей. Так как юридически дети находятся под опекой, то их прежние мамы и папы имеют право на восстановление родительских прав. Едва ребенок адаптируется на новом месте, встает на ноги и становится умницей-красавицей - объявляются родственники, мечтающие его вернуть.
- У нас недавно нашлась мама одного мальчика. Готовит бумаги, хочет его забрать из приемной семьи. А он несколько лет в приюте провел и еще 4 года в новой семье. На днях Гоша возвращался из лагеря, она приехала вместе с приемной матерью его забирать. Мальчик ей даже сумку отдавать не стал. А она ему нервы мотает:«Ты хочешь, чтобы я ушла и не вернулась?» Ну зачем так делать? - вздыхает Ильина.
Похожая ситуация и у Тани Аксеновой. Они с сестрой уже больше года в приемной семье, но биологическая мать периодически пытается общаться.
- Она звонит пьяная, говорит, что заберет нас. Я просила ее не звонить, объясняла, что мне от этого больно, а она все звонит, - опускает глаза девочка. - А я не хочу к ней!
Про свою прошлую жизнь дети вспоминают неохотно. Почти у всех были и родительские пьянки, и побои, и нехватка еды. Многих забирали целыми семьями. Поэтому в приюте дети, как могли, держались друг за друга.
Жители Прокудино отнеслись к новоселам радушно. Сейчас эти дети живут самой обычной сельской жизнью, разве что атмосфера в школе больше напоминает домашнюю - уютные кабинеты, семейные фотографии, вышитые полотенца у умывальников.
Малокомплектную школу педагоги отстояли - после появления новых учеников вопрос о закрытии снялся. Педагоги будут рады, если их история послужит примером другим. Ведь за последние пару лет в области исчезли десятки малокомплектных школ, и одна за другой из-за недостатка учеников они продолжают закрываться. Отчаявшиеся родители пишут жалобы в министерство образования, губернатору и даже президенту. Говорят, что, если школы не будет, умрет и село. Но аргументов почти всегда оказывается недостаточно. В отличие от Прокудино.
- А это точно правильно - спасать школу за счет детей? - задаю напоследок мучивший меня все это время вопрос.- Это же живые люди!
- Так мы же не только школу спасали, - понимающе улыбается директор. - Мы детей тоже спасали. Они же каждый мечтают, чтобы у них были мама и папа. А приют, пусть и хороший, семью не заменит.
http://kp.ru/daily/25740/2729175/